1. Цели проведения:
· Основной целью проведения летнего туристического лагеря "Круга" является естественное и ненасильственное привитие детям навыков:
· Радостно и с любовью принимать людей в свою жизнь, взаимодействовать с ними в различных жизненных ситуациях;
· Понимать и принимать природу во всех ее проявлениях;
· Безопасно жить вне города и вне опеки взрослых;
· Обслуживать себя самостоятельно.
· И, как следствие вышеизложенного – постепенное осознание своего места в мире – и в природе, и среди людей: родных и далеких, знакомых и незнакомых.
2. Место в общей системе дел "Круга":
· Летний туристический лагерь является особой формой Сбора "Круга".
· Наряду с другими Сборами лагерь занимает центральное место в системе дел "Круга".
· Лагерь готовится в течение всего учебного года: проводятся учебные, творческие, спортивные и другие мероприятия в рамках всех структурных единиц "Круга".
· Приобретенные в лагере навыки – в частности, в области самоуправления, самоорганизации, эффективного общения, грамотного разрешения конфликтов, сознательного и бережного отношения к окружающему миру и людям, его населяющим, – являются основной базой работы всех структурных единиц в промежутке между Сборами.
3. Сроки проведения:
· Лагерь проводится в течение 20-40 дней в середине лета.
4. Состав участников:
· Добровольцы: студенты и старшие школьники, работающие в программе "Синий ветер"
· Старшая группа: дети от 13-14 лет (после 8 класса) до 17 лет (выпускники текущего года).
· Средняя группа: дети 10-13 лет (после 5-7 класса)
· Младшая группа: дети от 7 лет (после 1 класса) до 10 лет (после 5 класса). Возможно участие детей младше 7 лет при условии присутствия в лагере их родителей или наличия письменной доверенности от родителей на имя конкретного работника лагеря.
· Взрослая группа:
· Выпускники "Круга", окончившие школу не менее года назад;
· Родители и другие взрослые, не входящие в состав сотрудников лагеря – друзья "Круга".
· Семейная группа:
· Семьи с детьми любого возраста, объединенные семейным клубом «Ладошка».
· Работники лагеря:
· Руководитель Сбора;
· Второй руководитель сбора, ответственный за организационные вопросы;
· Медицинские сотрудники;
· Педагоги лагеря – численность определяется исходя из конкретного количества детей.
· Ответственный за питание.
5. Подготовка участников к туристическому лагерю. Требования к умениям и навыкам участников:
· В течение учебного года, с особенной интенсивностью – весною, проводятся походы и экскурсии разной степени сложности с учетом возраста, физических возможностей и желания членов "Круга" разных возрастов.
· Непосредственно с составом лагеря проводятся специальные обучающие мероприятия:
· Обучение обращению с оборудованием: укладка и подгонка рюкзака, постановка палаток, сборка и разборка байдарок;
· Обучение самостоятельно формировать индивидуальную раскладку необходимых для жизни в лесу вещей;
· Отдельно для мальчиков: первичное обучение обращению с ножом, топором, инструментами, входящими в ремонтный набор.
· Подготовка оборудования к лагерю: починка и пропитка палаток, починка байдарок, пошив бытового спецоборудования, подготовка радиооборудования, подготовка всех видов необходимого инструмента;
· Первичное ознакомление с возможными в лесных условиях "медицинскими" проблемами и со способами первой медицинской помощи, доступной детям;
· Специальные беседы и тренинги по безопасному образу мышления и поведения в лесу, в незнакомых населенных пунктах, при общении с незнакомыми людьми;
· Все дети должны до выезда в лагерь принять участие хотя бы в одном туристическом выходе с "Кругом";
· Все сотрудники лагеря должны обладать туристским опытом многодневных походов с детьми; подтверждение опыта соответствующими органами требуется лишь в случае, если данный сотрудник ни разу не был в многодневном выходе ни с одним из членов педагогической команды "ШАР";
· Для всех взрослых членов лагеря обязательно предварительное знакомство с командой, с системой методов и форм работы "ШАРа" и "Круга" – в целях согласованных действий непосредственно в лагере.
6. Контакты с родителями:
· Одним из важных общих принципов работы "Круга" является установление максимально возможного контакта с родителями детей – членов "Круга". В рамках этой задачи в период подготовки и проведения лагеря-сбора педагогической командой предпринимаются следующие действия:
· Обязательные (как минимум два) родительские собрания по подготовке к лагерю;
· Широкое привлечение родителей к проведению выездов и экскурсий, к подготовке оборудования совместно с детьми, к обучающим мероприятиям всех направлений;
· Предоставление возможности приехать на несколько дней в лагерь;
· Включение родителей в состав взрослых участников лагеря по их желанию;
· Обязательное родительское собрание по окончании лагеря – с целью анализа достижений и ошибок работы персонала, получения обратной связи от родителей о замеченных ими положительных и нежелательных изменениях в детях, а также для информирования родителей о различных проблемах, с которыми столкнулись дети в коллективной деятельности, в общении, в самообслуживании в необычной обстановке, и т.д. и т.п.
7. Структура управления и детского соуправления:
· Общее управление лагерем осуществляет руководитель Сбора (начальник Лагеря).
· В случае планового временного отсутствия в базовом лагере (например, в связи в выходом на маршрут), руководитель Сбора (начальник Лагеря) назначает старшего по лагерю из числа сотрудников, старший по лагерю исполняет обязанности руководителя Сбора (начальника Лагеря) вплоть до его прибытия в лагерь.
· На каждый день в лагере назначается Дежурный Совершеннолетний – ДС, из числа сотрудников лагеря, несущих ответственность за жизнь и здоровье детей.
· ДС полностью "ведет" день: принимает все текущие решения
· по обеспечению быта и питания лагеря;
· по выпуску из лагеря локальных (на несколько часов) групп:
· по обеспечению оздоровительных, спортивных, творческих, обучающих и иных мероприятий.
· В случае экстремального отсутствия руководителя Сбора (начальник Лагеря) ДС берет на себя обязанности руководителя.
· В целях обучения новых сотрудников ДС-ом может быть назначен совершеннолетний выпускник "Круга", не являющийся сотрудником лагеряпо штатному расписанию. В таком случае его деятельность в течение дня контролирует либо руководитель Сбора, либо иной сотрудник лагеря, назначенный руководителем Сбора, который и несет полную ответственность за принимаемые ДС-ом решения (аналогично педагогической практике в школе);
· Для всех членов лагеря-сбора слово ДС – закон. Все спорные моменты могут быть обсуждены на общем вечернем огоньке.
· На некоторые дни из числа детей ПЯТОЙ и ШЕСТОЙ ступеней, по их желанию может назначаться НДС – Начинающий ДС. НДС полностью ведет день «вместо» ДС-а, при этом сам ДС постоянно находится вместе с НДС или неподалеку от него а также несет полную ответственность за принимаемые НДС-ом решения.
· На выходы отдельных групп руководителем Сбора (начальником Лагеря) назначаются первый и второй руководители группы, причем первым руководителем назначается обязательно сотрудник лагеря, а вторым может быть назначен опытный совершеннолетний выпускник "Круга", за исключением случаев, когда в группу входят дети из младшего состава лагеря.
· На каждый день из числа детей по их желанию выбирается "Аптекарь", он помогает медицинскому сотруднику лагеря вести ежедневный плановый прием:
· Ведет запись приема в специальном журнале;
· По поручению медицинского работника проводит простейшие, доступные ему по возрасту и опыту процедуры.
· На каждый день из числа детей выбирается ГлавКОК (КОК – "качественная общественная кормёжка").
· ГлавКОКом может быть: любой из несовершеннолетних членов "Круга", ранее уже поработавший КОКом, сумевший набрать себе дежурную команду, доверяющую ему руководство собою и утвержденный руководителем Сбора или исполняющим его обязанности сотрудником лагеря;
· Как правило, обязанности ГлавКОКа принимают на себя дети старшей группы, но формальных ограничений по возрасту нет, – бывают случаи, когда эти обязанности успешно выполняют дети 9-10 лет.
· Основные задачи ГлавКОКа:
· Руководство дежурной командой: создание радостного, дружелюбного микроклимата, грамотное определение задач каждому члену команды, совместная выработка меню;
· Организация обучения и самообучения членов команды необходимым навыкам, умение привлечь к этому взрослых членов лагеря;
· Помощь ДС-у в организации дня;
· Постоянное самообучение навыкам организации командной работы;
· Анализ удач и ошибок совместно с командой в конце рабочего дня.
· В состав дежурной команды могут входить как дети, так и взрослые.
· В дежурной команде имеются следующие должности:
· КС – Костровой– член "Круга"
· Поддержание костра в рабочем состоянии весь день – по текущим распоряжениям ГлавКОКа и КОКов;
· Обеспечение безопасности у костра;
· Переноска тяжестей, связанная с приготовлением пищи (котлы с водой и т.п.).
· КОКи – обычно 2-3 человека, в зависимости от возраста и опыта, – любой ступени. Их обязанности:
· Совместное составление меню;
· Расчет продуктов совместно с Завхозами;
· Непосредственное приготовление пищи на весь лагерь.
· Завхозы – обычно 1-2 человека, в зависимости от возраста и опыта, – любой ступени. Их обязанности:
· Расчет продуктов совместно с КОКами;
· Выдача продуктов КОКам лагеря и выходящих на маршруты групп;
· Прием закупленных продуктов;
· Запись в специальную тетрадь принятых и израсходованных продуктов;
· Обеспечение порядка в кухне.
· КК – котловые (любая ступень), обычно 2-3 человека, в зависимости от возраста и опыта, а также от количества находящихся в данный день в лагере людей. Их обязанности:
· Мытье всей общественной посуды в течение процесса приготовления пищи и после приема пищи;
· При необходимости – добыча питьевой воды;
· По необходимости – мальчики КК помогают КС переносить тяжести.
· При переходах и переездах всего лагеря вместе, а также в экстремальных ситуациях дети разделяются на отряды, которыми руководят старшие дети. К каждому отряду прикрепляется Совершеннолетний член "Круга" для обеспечения безопасности детей. Текущие решения принимает ДС.
· Для всех других дел в лагере могут создаваться временные объединения, команды, группы детей по их интересам и потребностям. Дети могут организовать любое дело в течение дня, получив разрешение ДС. Если дело связано с потенциальной опасностью (выход из лагеря, игры и работы на воде и т.п.), то дети должны найти взрослого, который проведет с ними это дело. Как правило, таких взрослых бывает достаточно для проведения одновременно минимум 7-8 различных дел в течение дня
8. Обеспечение быта.
· Оборудование базового лагеря проводится совместно силами взрослого и детского состава лагеря. В число необходимых построек входят:
· Временный навес из подручных средств, накрытый полиэтиленом, с тканевыми стенами, достаточной площади, чтобы в случае длительного дождя там мог собираться для приема пищи и различных совместных дел весь лагерь;
· Пристроенное к большому навесу небольшое отделение для медицинского пункта;
· Аналогичный временный навес-кухня для хранения продуктов и общественной посуды;
· Два туалета – мужской и женский, построенные достаточно далеко от лагеря и от водных источников;
· Яма-погреб;
· Мостки, причалы;
· Спортивные сооружения – по возможности местности: футбольные ворота, волейбольная площадка и т.п.
· Все участники лагеря проживают в палатках:
· Дети младшего отряда – от 4 до 6 человек в одной палатке,
· Дети среднего и старшего отрядов – до 4 человек в одной палатке.
· Семьи живут в небольшом отдалении от общего лагеря в своих палатках.
· Проживание девочек и мальчиков строго отдельное.
· В случае теплой погоды регулярные гигиенические процедуры проводятся в открытом водоеме; в случае неустойчивой и прохладной погоды из подручных средств сооружается походная баня.
· Каждый член лагеря сам обеспечивает свой личный быт: мытье своей посуды, стирку своего белья, наведение порядка в своей палатке и т.д. Помощь неопытным детям оказывает каждый опытный член лагеря, вне зависимости от возраста. Особая роль в обеспечении этой помощи принадлежит старшим детям, членам ШАРа и ДС.
· Для мытья индивидуальной посуды, чистки зубов, отдельных гигиенических мероприятий Костровой в течение дня специально кипятит воду.
· Вся вода, употребляемая в пищу проходит трехуровневую очистку при помощи специальных фильтров.
9. Обеспечение медицинской помощи:
· В состав рабочей команды лагеря в обязательном порядке входит медицинский работник по образованию не ниже фельдшера;
· Медицинский работник формирует походную аптечку;
· Дети принимаются в лагерь только при наличии:
· Разрешения от врача;
· Обменной карты;
· Ксерокопии страхового полиса;
· Заявления от родителей, в котором указаны проблемы со здоровьем у данного ребенка.
· Прием по поводу мелких проблем проводится ежедневно 2 раза в специально установленное время;
· Ведется обязательный учет обращений: причины, оказанная помощь, назначения;
· В случае тяжелых травм и заболеваний после оказания неотложной медицинской помощи ребенок доставляется в близлежащую больницу, о местонахождении которой руководитель Сбора (начальник Лагеря) обязан узнавать до вывоза детей в лагерь.
· Часть работников лагеря владеют умением лечить при помощи Рейки (традиционная система естественного целительства наложением рук). Применение Рейки к детям разрешается только в случае серьезных травм или сильных болей в качестве первой доврачебной помощи и только с предварительного разрешения родителей. Родители оповещаются об этом умении некоторых сотрудников лагеря на первом же родительском собрании. Обучение детей системе целительства Рейки не проводится.
10. Обучающие мероприятия в лагере:
· Обучение навыкам совместной работы в команде любого назначения, грамотному разрешению конфликтов, умению взаимодействовать с любым человеком, принимать каждого таким, каков он есть;
· Обучение генерации идей, их систематизации и воплощению в жизнь (основы проектной деятельности);
· Обучение экологически грамотному поведению в лесу и на стоянке;
· Ежедневное обучение ведению лесного хозяйства в составе дежурной команды:
· Приготовление пищи;
· Необходимые расчеты;
· Обеспечение чистоты и порядка на стоянке;
· Заготовление дров;
· Ежедневное обучение самообслуживанию в походных условиях:
· Личная гигиена;
· Порядок в рюкзаке, в палатке;
· Мелкая починка собственного оборудования;
· Мытье посуды;
· Обучение спортивным навыкам:
· Плавание;
· Гребля на байдарке;
· Длительная ходьба;
· Парусный спорт;
· Обучение безопасному поведению в лесу, на воде, с незнакомыми людьми;
· Обучение обращению с различными инструментами и походным оборудованием;
· Обучение здоровому образу питания:
· Приготовление пищи с любовью, без ссор;
· Грамотное сочетание продуктов, грамотный порядок приготовления и приема пищи;
· Обучение использованию в пищу лесных даров: грибов, ягод, трав и т.д.
· Обучение ориентированию в лесу и на воде;
· Обучение обращению с радиосвязью;
· Обучение всему тому, чему хочет научиться хотя бы один участник лагеря (любого возраста), если для него найдется в лагере тот, кто может его научить.
11. Творческие мероприятия в лагере:
· Песенные вечера;
· Музыкальные вечера;
· Творческие дела, придуманные детьми и проводимые исключительно по их желанию: защиты имен отрядов, импровизированные концерты, ФЛЮСы, и другие подобные мероприятия.
· Открытие и закрытие Лесных Олимпийских Игр.
12. Спортивные мероприятия в лагере:
· Традиционные Лесные Олимпийские Игры.
· Матчи: волейбольные, футбольные и др.
· Турниры: шахматные, шашечные и др.
· Иные игры по желанию детей и погодным условиям.
· Туристические выходы – пешие и байдарочные, различной степени сложности.
13. Оздоровительные мероприятия в лагере:
· Купание, солнечные ванны;
· Утренние юмористические гимнастики, – какие придумаются и будут с удовольствием выполняться детьми;
· Привитие навыков здорового образа жизни: в питании, в движении, в гигиене и самообслуживании, в отношении к людям и окружающему миру.
14. Трудовые мероприятия в лагере:
· Полное обеспечение жизни в лагере самими детьми (с помощью взрослых);
· Полное обеспечение работоспособности оборудования в лагере самими детьми (с помощью взрослых).
15. Экологические мероприятия в лагере:
· Наблюдения за состоянием окружающей среды, по мере необходимости и по возможности очистка окружающей местности от негативных последствий присутствия человека;
· По согласованию с лесничеством очистка леса;
· В конце срока лагеря приведение стоянки в порядок силами детей (при подробном объяснении детям, что стоянку надо оставить в таком виде, чтобы лес успел до следующего лета залечить раны, вольно или невольно нанесенными ему нашим пребыванием здесь).
16. Обеспечение связи.
· Связь между выходящими на маршруты группами и базовым лагерем обеспечивается системой радиосвязи "Круга";
· В каждой группе хотя бы два ее участника должны быть обучены обращению с радиосвязью;
· Радиостанции "Круга" официально зарегистрированы и имеют позывные: базовая – "Оберег", мобильные –"Путь1", "Путь2", "Путь3".
17. Финансирование лагеря.
· Финансирование лагеря проводится из различных источников:
· Личные средства родителей;
· Личные средства сотрудников и гостей лагеря;
· Благотворительность – средства частных лиц или организаций.
|