Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Историческая подготовка 
Автор Сообщение
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2007, 23:29
Сообщений: 1698
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Сообщение Историческая подготовка
Все же осуществляется :-D

_________________
потрогай руками облака,
вот оно-небо над нами


31 янв 2013, 07:33
Профиль ICQ
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2007, 23:29
Сообщений: 1698
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Сообщение Re: Историческая подготовка
Люблю начинать издалека ;-)

Понимание того, насколько давно место обитаемо разумным человеком и того, насколько мало мы изменились по сравнению с этой давностью лет дает какое то дополнительное ощущение - осознанности от глубины погружения что ли, менее бессмысленного проваливания куда то, по крайней мере мне.
В любом случае - это же восхитительно интересно :-D

Итак,

Территория Вологодчины постоянно обитаема с эпохи мезолита, когда отступил ледник и наступил голоцен. В то время здесь существовала археологическая культура Веретье (9—8 тысяч лет назад). Сейчас известно более 200 мезолитических стоянок. Заселение происходило с запада и юга.

Большинство же стоянок неолита относится к культуре ямочно-гребенчатой керамики, представленной уралоидными рыболовами, селившимися в землянках по берегам рек. В отличие от мезолитических охотников неолитически рыболовы уже изготавливали и пользовались глиняной посудой. В III тысячелетии до н.э с юга появляются носители волосовской культуры, которые устанавливают торговые отношения с Прибалтикой.

В эпоху бронзы Вологодчина подверглась нападениям воинственных скотоводческих племен фатьяновской культуры.

В эпоху железного века на Вологодчине формируется Дьяковская культура, потомками которой являются летописная весь и современные вепсы. По берегам рек возводятся укрепленные деревни. Появляется обряд сожжения покойников на погребальных кострах и обычай хоронить прах в "избах смерти" (прообраз избушки на курьих ножках). В искусстве закрепляется образ медведя как хозяина леса и утки-демиурга.

Ярославский край был заселён уже в конце позднего палеолита после отступления последнего ледника. В неолите Волго-Окское междуречье занимали охотниче-рыболовецкие племена так называемой культуры ямочно-гребенчатой керамики. В начале II тысячелетия до н. э. (бронзовый век) из Среднего Приднепровья сюда вторглись скотоводческие племена, которые подчинили неолитические племена и частично смешались с ними, они получили название фатьяновских. С середины I тысячелетия до н. э. до середины I тысячелетия н. э. край заселяли так называемые дьяковские племена, умевшие обрабатывать железо, занимавшиеся скотоводством и подсечным земледелием, а также рыбной ловлей и охотой. Во второй половине I тысячелетия н. э. территория края заселяется финно-угорским народом меря.

Таким образом, можно прийти к нехитрому умозаключению - до 2 пол. I тысячелетия н.э, т.е. примерно до IV -V века регион развивался в одном ключе и люди здесь жили одни и те же.

_________________
потрогай руками облака,
вот оно-небо над нами


31 янв 2013, 07:38
Профиль ICQ
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2007, 23:29
Сообщений: 1698
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Сообщение Re: Историческая подготовка
Чтобы почувствовать место и его связь с миром уточню - что такое эта культура ямочно-гребенчатой керамики .

Культура ямочно-гребенчатой керамики, — культура, существовавшая в каменном веке на северо-востоке Европы (Скандинавия, русский северо-запад), приблизительно с 4200 до н. э. до 2000 до н. э. Название было дано по способу украшения керамических находок, характерных для этой культуры, который выглядит как отпечатки гребней.

Распространение артефактов данной культуры приблизительно следующее: Финнмарк (Норвегия) на севере, река Каликс (Швеция) и Ботнический залив (Финляндия) на западе и река Висла (Польша) на юге. На востоке гребенчатая керамика с некоторыми вариациями стилей была распространена до Уральских гор. Возможно, среди прочих включала в себя нарвскую культуру в Литве. Носители этой культуры были предположительно охотниками и собирателями, хотя так называемая нарвская культура в Литве имеет признаки земледельчества. Для более поздних горизонтов некоторых из этих регионов характерна культура шнуровой керамики.

Изначальным очагом данной культуры был регион Днепра (Днепро-донецкая культура), двигаясь оттуда через Валдай на территорию Финляндии [1] .

Керамика представляет собой большие горшки ёмкостью 40—60 л, закруглённые или заострённые внизу. Форма изделий в течение столетий оставалась неизменной, а вот наносимые орнаменты разнились.

Поселения располагались на морском побережье или берегах озёр, и способ существования основывался на охоте, рыбной ловле и собирании растений. В Финляндии эта культура была приморской, которая специализировалась на охоте на тюленей. Обычным жильём было, видимо, типи площадью около 30 м?, в котором могло жить до 30 человек. Захоронения устраивались внутри поселения, и покойников покрывали красной охрой. Для культуры гребенчатой керамики типично захоронение покойника вместе с предметами из кремня и янтаря. В группе Якярля использовались пустые дольмены из песчаника.

_________________
потрогай руками облака,
вот оно-небо над нами


31 янв 2013, 08:12
Профиль ICQ
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 дек 2009, 19:21
Сообщений: 284
Ответить с цитатой
Сообщение Re: Историческая подготовка
Ульян, а что мы решили с фотками? в каком-то походе была идея распечатывать, что было в этом месте давно, ламинировать их и оставлять в памятных местах


31 янв 2013, 08:59
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2007, 23:29
Сообщений: 1698
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Сообщение Re: Историческая подготовка
Мы этого, кажется, не успеваем.
Только если я сегодня пришлю кому то файл, а он его заламинирует, м?

_________________
потрогай руками облака,
вот оно-небо над нами


31 янв 2013, 09:09
Профиль ICQ

Зарегистрирован: 28 мар 2005, 22:23
Сообщений: 457
Ответить с цитатой
Сообщение Re: Историческая подготовка
Кстати :) Дьяковская культура названа так по соседнему с нами селу Дьякову, что в Коломенском)
Название культура получила по Дьякову городищу у села Дьяково (ныне в Москве, в черте музея-заповедника Коломенское). Его раскопки начались в 1864 году Д. Я. Самоквасовым и затем в 1889 году продолжены В. И. Сизовым. Общая характеристика культуры сформулирована в 1903 году А. А. Спицыным.


31 янв 2013, 09:23
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2007, 23:29
Сообщений: 1698
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Сообщение Re: Историческая подготовка
Да, спасибо Женя:-D

Кратенько о Дьяковской культуре.

Финно-угорский язык носителей дьяковской культуры не вызывает сомнений. Об этом свидетельствует более древняя, чем славянская, топонимика. Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, представители дьяковской культуры были потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад.
Двигаясь на запад, дьяковцы сменили остатки фатьяновской культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между дьяковцами и последними фатьяновцами.
Вытеснение финскими пришельцами раннескотоводческих племен объясняется, возможно, тем, что у пришельцев были более гибкие формы хозяйства с использованием земледелия, тогда как раннескотоводческие племена переживали кризис из-за неблагоприятных для скотоводства климатических изменений

Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство, при чём в первую очередь разводились лошади (на мясо, впоследствии также стали использоваться для верховой езды; но не как тягловый скот). Также разводились коровы, свиньи. Селекция скота не производилась, скот был малорослым.

Значительную роль в хозяйстве играла также охота; поскольку дьяковцы селились по берегам рек, то окрестные леса оставались незаселенными и предоставляли широкие возможности для неё. Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика — ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего бобра, также куницу, лису, выдру), причём шкурки служили экспортным товаром. Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не попортить шкурку).

Крайне примитивное земледелие только начинало развиваться и носило вспомогательный характер.

К концу существования культуры значение земледелия увеличилось. Возделывали просо, ячмень и пшеницу, а также коноплю (как в пищу, так и для волокна) и лен, которые заняли уже значительное место в хозяйстве дьяковцев.

_________________
потрогай руками облака,
вот оно-небо над нами


31 янв 2013, 11:20
Профиль ICQ
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2007, 23:29
Сообщений: 1698
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Сообщение Re: Историческая подготовка
Прощу прощения за немножко википедии, просто нет времени писать от себя, подготовиться я все же стараюсь пошире. :D

Дьяковская культура сменяется славянскими племенами, это если очень грубо, в основном за счет ассимиляции, скорее всего славяне, кривичи и ильменские словене, мирно заселили эти терртитории, значительно расширя обитаемые площади. Однако, вероятно, полной ассимилляции с финно-уграми не произошло и следы финно-угорских племен встречаются еще несколько веков.

С этого времени и начинается уже наша история, наша не в плане страны даже и государства, ибо их не существовало еще, но наша в том смысле, что мы и есть, если верить антропологам, прямые потомки тех самых славян.

_________________
потрогай руками облака,
вот оно-небо над нами


31 янв 2013, 12:58
Профиль ICQ
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2007, 23:29
Сообщений: 1698
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Сообщение Re: Историческая подготовка
незапно решила прервать общеисторическую нить повествования, так как она неизбежно упиралась во времена, когда были построены села или церкви, мимо которых мы будем идти, а Леша трудную задачку задал на этот раз для исторической подготовки, почти ничего конкретно об этих местах мне найти никак не удается, но тут вдруг наткнулась на интересное и хорошо изложенное, хоть и не стопроцентов достоверное, прям спешу поделиться :D

Известно объяснение названия города Вологда: "Будет волок, да еще волок, да еще волок, и будет город Вологда". В исторических работах много информации нашел о волоках, которые отходили от оз. Белое. По одному из них проникали в оз. Кубенское и далее в реку Сухону, потом в реку Северную Двину, а из нее в Белое море. На берегу оз. Белое возник город Белозерск, известный по летописям с IX века. Этот город, по всей вероятности, - ровесник Великого Новгорода, Киева и Ладоги. Город занимал стратегическое положение на пересечении торговых путей: из Балтики в Волгу и далее в Каспийское море; из Белого моря по Северной Двине и Сухоне в Волгу. Не случайно варяг Синеус (старший брат знаменитого Рюрика), придя на Русь, начал княжить именно в городе Белозере. А что похуже (Киев и Ладогу) уступил своим младшим братьям. Город Белое Озеро был тогда значительно круче, чем Ладога и тем более, чем Новгород. Через Новгород можно было попасть в Киев и по Днепру в Черное море, и в Византию. Через Белозеро можно было попасть в море Каспийское и в море Белое. Страна Биармия тогда викингов привлекала не меньше, чем государство булгар на Волге. Похоже, что значение для варягов пути "из варяг в греки" через Новгород сильно преувеличено. Скорее из варяг в греки попадали по Западной Двине и Днепру, это значительно ближе. Подтверждение этому? Пожалуйста: в кладах викингов монет из Персии в 100 раз больше, чем монет из Византии! Понятно, почему старший брат Синеус взял себе Белозеро. Интересно, был ли волок из Белого озера в Сухону единственным? Оказывается, нет. Волок из Белого моря в оз. Кубенское начинался по реке Ухтоме... Стоп, Ухтома же - приток Согожи. Оказывается, существуют две Ухтомы. Одна - приток Шексны вблизи Белого озера, а вторая - приток Согожи. И странное дело, в переводе с саамского языка, "ухтома" - это река, идущая к волоку. Следовательно, осталось найти этот волок, который начинался с нашей Ухтомы, найти водоем (реку или озеро), в который это волок вел, и доказать собственную правоту. Волок я нашел довольно быстро. Он начинался с Ухтомы близ устья речки Людинка, шел на водораздел к Исаковскому болоту и там заканчивался на реке Соть Вологодская (есть еще одна река Соть в Ярославской области). Для средневекового путешественника территория Севера – это "блата и дебри непроходнии". Сухопутные дороги большой протяженности появились здесь лишь в XVII веке, но все равно плыть по воде или ездить по санному зимнику по льду рек было несравненно более удобно и быстро, чем покрывать расстояния верхом либо на колесном транспорте. В записках Сигизмунда Герберштейна, посла австрийского императора, побывавшего в России в царствование Василия III, говорится о северных областях: "Путешествие... вследствие частых болот и лесов, окруженных реками, удобно только при настланных мостах, скованных льдом реках и озерах ... чем дальше туда на север двигаться, тем больше попадается непроходимых болот, рек и лесов". Иван Грозный, отправляясь после казанского похода на богомолье в Кириллов монастырь, предпочел воспользоваться речными судами: "... Волгою же плыл колько десять миль до Щексны реки великие, и Шексною вверх аж до озера великаго Белаго..." Читаем летописи дальше: "...на Мышьих Черевах Волочек Кемский, а через тот Волочек торговые люди из Ноугороцкие земли ходят с товаром в Заволоцкую землю, а из Заволоцкие земли в Ноугороцкие земли водяным путем в судех, а великого князя крестьяне... через тот Волочек товар волочат..."

Ниже показан древний забытый волок из Ухтомы Ярославской в Соть Вологодскую. Думаю, что волок начинался близ устья р. Шелекша и проходил вдоль речки Людинка. Людинка не была судоходна даже для малых челнов, просто вдоль нее шла дорога, по которой перетаскивали челны и грузы или только грузы. А челны оставляли на сохранение у местных жителей. Перетащив груз в другую реку через волок, у местных жителей брали другие челны, на которых следовали дальше. Волок проходил через селения Погорелка, Беляевское, Алешино, Малино, Дядинское, Сальково, Ченково, затем дорога шла дремучим лесом в Мятлево и затем в Исаково. В Исакове волок заканчивался. Через болото Малая Соколья был прорыт канал в реку Соть. Рекой Соть доплывали до оз. Кубенское, а из него -рекой Комела в реку Лежу. Ну, а Лежа - это правый приток реки Сухоны.

Источник с картинками и картами
http://jupiters.narod.ru/volok8.htm

_________________
потрогай руками облака,
вот оно-небо над нами


31 янв 2013, 22:15
Профиль ICQ
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Ответить на тему   [ Сообщений: 9 ] 

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by STSoftware for PTF.
Русская поддержка phpBB