Фото и Видео
(архив)
 
 
 

Запомнить меня на этом компьютере
 



Мы пишем: Статьи, песни, прозу, стихи

 
 

 

 


Коротко о бесконечном — "Круг", объединяющий детей и взрослых

В этом кратком обзоре нам хотелось бы рассказать о себе самое главное. Но как отобрать, что главное? За 12 лет так много всего произошло, так много поменялось, так много о-со-зналось

После долгих размышлений мы поняли, что для начала надо рассказать о наших основных постулатах — наших недоказуемых убеждениях, как надо жить вместе.

Из постулатов естественным образом вытекают сначала общие принципы, а затем и обоснованные этими принципами способы принятия решений (нам представляется очевидным, что любое совместное бытие начинается с принятия хоть какого-нибудь совместного решения).

Ну, и еще хочется попробовать ответить на частенько задаваемый нам вопрос: "А как вы работаете? Как вам удалось сохраниться в это сумашедшее время? Как вам удалось построить такую (мы согласны, что команда у нас что надо!) команду?"

1. Итак, поехали — сначала постулаты и принципы.

Все нижеследующие умные слова и "картинки" — не методические, а осмысляющие. Методика подразумевает, что если вы пойдете по шагам, предлагаемым ею, то получите гарантированный результат. Но в нашу "методику" важнейшей составной частью входит взрослый — его искренняя готовность самому в первую очередь учиться всему, чему он предлагает научиться ребенку. Если вы не желаете стараться делать всё с любовью и радостью, если вами двигает лишь долг, или потребность быть не хуже других, или потребность, чтобы вас оценили, если вы угрюмо, хмуро, жестко будете добиваться своих целей, не ощущая обратной связи от окружающих, — то чего вы добьетесь от детей? Или того же самого, в лучшем (для вас!) случае, или их отказа взаимодействовать с вами (а это часто для детей лучше…). Если вы не ощущаете единства с детьми, с миром, или хотя бы не стремитесь к этому ощущению, то нет смысла требовать от них заботы, неравнодушия, ответственности. Если вы прячете от себя свой истинный внутренний мир, свои проблемы и недостатки, то есть, если вы самому себе не позволяете быть таковыми, каковы вы есть, то детям вы тем более не сможете позволить этого.

Значит, если вы глубоко не принимаете эти постулаты взаимоотношений между людьми (неважно — дети это или взрослые, — именно поэтому наша организация не накладывает ограничений на возраст ни "снизу", ни "сверху"), то все остальное в таких методах для вас не имеет смысла. Фундаментальный выбор ваш лежит именно в области постулатов взаимоотношений между людьми. Невозможно взять отдельный кусочек нашей "методики" (в кавычках потому, что сама я это методикой не считаю, это скорее стиль жизни, способ существования) и успешно применить, — даже если у вас что-то получится, это будет либо случайная, скоропроходящая удача, либо вы просто еще сами не осознаёте, что живёте в соответствии именно с этими или с очень похожими постулатами.

Постулаты не придуманы нами, они встречаются у многих авторов — в философских, религиозных, научных источниках, — они стары так же, как человеческий вопрос: "зачем я живу?" На мой взгляд, в педагогике вообще ничего придумать уже невозможно, — все придумано давным-давно. Можно только переосмыслить и создать новые сочетания давно известных мыслей, принципов, способов действия.

ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В "КРУГе":

  • Всё — с Любовью и Радостью!
  • Все мы связаны, едины.
  • Каждый имеет право быть таким, каков он сейчас есть.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИНЯТИЯ СОВМЕСТНЫХ РЕШЕНИЙ:

  • Всё — с Любовью и Радостью!
  • Безопасность — общая, взаимопомощь.
  • Ненасилие

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ СОВМЕСТНЫХ РЕШЕНИЙ:

  • Приход к согласию во всех вопросах, кроме вопросов безопасности.
  • Решения, связанные с безопасностью, принимаются только совершеннолетними членами "КРУГа", причем такие решения сообщаются детям с подробной аргументацией.

Схема взаимоотношений 1

Схема взаимоотношений 2


Как видите, все просто и привычно, о таком все мы с вами читали во многих хороших книжках. Новым для себя, в своей жизни, мы считаем то, что мы действительно стараемся жить так, хотя нередко это невероятно трудно…

2. Теперь попробуем коротко и по мере наших сил вразумительно ответить на вопросы: Как мы работаем? Почему мы сохранились?

Эти короткие фразы, которые вы будете читать через несколько секунд, рождались особенно долго и трудно… Мы неплохо умеем искать и находить причины неудач, проблем, сложностей. Сформулировать же основные причины того, что мы за такие долгие годы не наскучили ни друг другу, ни детям, ни их родителям, оказалось весьма непросто. Но все, что вы прочтете ниже, написано искренне, и мы опять же действительно стараемся жить так, хотя "стараемся" — не значит, что всегда получается.

 Для удобства читателя и эти наши размышления сведены в "картинки".

Всё — с Любовью и Радостью! Иначе — зачем?

 Стремление к Активной Радости. Радость — радеть, радость в совместном труде для всех. Противоположность — удовольствие (довольство, удовлетворение себя), развлечение (раз — влечение, состояние без влечения куда-либо).

 Любовь к Родине, уважение и поддержание традиций своего народа.

 Добрый, умный смех и юмор — постоянные спутники любого дела.

Творчество во всем. Способы подготовки к совместным делам и праздникам: всегда новое, импровизация, совместное творчество, работаем без готовых сценариев.

 Базовая задача для педагогического состава в любом деле: растить Любовь и Радость

Смыслы, цели, глубина

 Эта триада сопровождает нас в каждом деле.

 Не всегда получается, но стремление к пониманию смысла, к осознанию цели, к глубинной работе с самим собою и к глубинному пониманию другого, к неповерхностным решениям и действиям присутствует в нашей команде постоянно.

 Осознанная работа с мотивацией.

 Экологичность каждого действия (не только по отношению к природе).

Здоровый образ жизни

Стремление к глубинному взаимодействию с природой (есть такой термин — "глубинная экология").

Четкие и последовательные нравственные установки.

Четкие и последовательные установки на здоровый образ жизни и мышления.

Смирение, обращение к Высшему за помощью.

Субъект-субъектное взамодействие взрослых и детей

В любом взаимодействии учет возможностей, потребностей, прав и обязанностей и взрослых, и детей в равной степени — в соответствии с конкретной ситуацией.

Отказ как от "детоцентристской", так и от "взрослоцентристской" модели педагогики. Вся наша работа опирается на убеждение, что взрослые и дети — полноправные жители одного мира, просто люди.

Воспитание всем своим образом жизни — как в индивидуальных проявлениях, так и в дружде, любви, командной работе.

Полная открытость взрослых решений детям — обоснование каждого решения.

Право и возможность выбора для каждого.

Постоянные поиски доступного всем субъектам языка.

Семейное участие в делах "КРУГа".

Создание условий для проявления и формирования самостоятельности ребенка.

Отсутствие взрослых в детских отрядах.

Полное детское самообслуживание в быту — на сборах и в лагерях.

Отсутствие наказаний

Стремление к повышению компетентности

Тщательность и неторопливость, аккуратность — стараемся делать только то, на что хватает ресурсов — человеческих, информационных, временных, материальных.

Всё, что делаем, должно быть подробно и четко, до конца продумано и простроено — это постоянное требование к сотрудникам.

Учет опыта других.

Постоянное обучение и самообучение — всех — и детей, и взрослых, почти культ учения.

Изначально работаем в новой естественнонаучной парадигме — как бы ни было трудно.

 

Основной принцип принятия решений — Согласие

Отсутствие выборов и голосования.

 Метод прихода к совместному решению — согласие.

Полная открытость взрослых решений детям — обоснование каждого решения.

Постоянные поиски доступного всем субъектам языка.

Мы постоянно учимся мыслить в категории "И", а не "ИЛИ" (по Ю. Лотману).

Экологичность каждого решения (не только в смысле отношения к природе).

 

 Ну вот и все, краткий обзор того, как мы живем и работаем, окончен. Конечно, и ежику понятно, что это всего лишь крохи от тех "пирожков", что мы вместе испекли за прошедшие годы (кстати, вполне реальных пирогов мы действительно за свою историю испекли немало и накормили ими не одну сотню людей!). Но мы постарались сказать самое основное, что держит нас вместе, что позволяет кое-что дать даже нынешним, мало верящим взрослым людям детям и подросткам. А конкретные формы нашей работы, мы убеждены, знакомы вам хорошо, ведь если бы вы не работали с детьми, вряд ли вы сейчас читали бы сей опус, не правда ли? А раз вы работаете с детьми, значит, неизбежно говорите с ними, спорите, чему-то учите и учитесь вместе с ними, поете, сочиняете, ходите в походы, мастерите, и т.д. и т.п…

Мы вместе с вами, с людьми, которые всю свою жизнь помнят и хранят в себе свое детство и именно поэтому всю жизнь идут к детям.

Любви и радости вам, коллеги! А с ними придет и успех в такой нелегкой и в такой счастливой нашей работе.

"Школа Активной Радости"

© 2002г.


Силаева Е.Ю.


© 2024 МОО"Круг"