Это был очень больной сбор – для всех, кроме самых маленьких. Я себя до сих пор иногда спрашиваю: "А если бы знала заранее, какую боль он принесет, поехала бы на этот сбор?". И отвечаю каждый раз одно и то же: "Да!".
Второй сбор многому научил. Второй сбор заложил основы того "Круга", который смог пережить все общественные, идейные потрясения и изменения в стране вообще и в педагогике в частности пережить, вырасти, окрепнуть.
Второй сбор через тяжкие испытания показал все основные "подводные камни", на которых можно было в щепки разбить "корабль" под названием "Круг", на которые неизбежно натыкается в процессе своего становления любая команда, собравшаяся вместе добровольно для достижения каких либо общих целей.
Разглядеть эти "камни", ни разу не напоровшись на них, невозможно.
Вот какими видятся они нам сей-час, хотя начало понимания было заложено тогда:
·Нельзя вести за собой детей, если сам не понимаешь, – зачем и куда идти, или не умеешь просто и ясно объяснить детям цель дела, пути.
·Нельзя вести за собой детей, не выяснив основные цели всех членов команды.
·Нельзя вести за собой детей, если дети не понимают, куда и зачем идут, кому и зачем нужна их работа, почему необходимо поступать так или иначе.
·Нельзя вести за собой детей, если команде не удается найти общей цели, важной в данный момент для всех, т.е. если члены команды не умеют рабо-тать вместе, отложив на время свои личные амбиции.
·Невозможно силой заставить детей радостно работать, петь, играть, вообще невозможно совместить насилие и радость, (даже с самыми благими це-лями).
·Нельзя жалеть времени на:
oвыяснение целей друг друга в команде и совместно с детьми;
oобъяснение своих целей и действий детям;
oвыяснение причин удач и неудач.
·Нельзя обсуждать кого-либо из членов команды за его спиной с другими членами команды, т.е. отношения в команде должны быть открытыми.
·Нельзя позволять себе не расти и не меняться, но необходимо уважать право другого человека на свой темп и свое направлениероста и внутрен-них изменений.
·Нельзя подчинить «личное развитие» «общественному благу», как нельзя «общественное благо» не учитывать в «личном развитии», - иными словами, настоящий коллектив может состоять только из зрелых, осознающих свои цели личностей, но такие личности могут сформироваться только в совместной деятельности. А значит, команда, ведущая детей, должна уметь в каждой конкретной ситуации находить баланс между личностью и коллективом.
Конечно, я не все здесь перечислила, ведь прошло уже девять с половиной лет, в которые поместилось много работы, размышлений, находок; "камни" достаточно хорошо изучены и на них натыкаешься редко, но я постаралась вспомнить основное…
Простите меня, дорогие мои, за то, что была тогда такой, какой была, за то, что не сумела предугадать эти "камни", не успела до встречи с вами стать такой, какая я сейчас. Простите за принесенную нами, неумелыми взрослыми, боль, тяжесть. Простите за то, что не смогла тогда быть для вас опорой и защи-той. Простите за неумение любить истинно…
Но.… Любое испытание, если его осмыслить урок, опыт, будущая удача. И поэтому я благодарю вас всех, кто прошел этот Сбор. Благодарю за урок, за помощь, за то, что Круг существует и поныне растущий, все время меняющийся, учащийся, познающий, горюющий и радующийся. Без этого сбора не было бы "Круга". Без вас "Круг" не смог бы жить. Вы фундамент, даже если и вспоминаете те дни редко, или вовсе не вспоминаете.
Спасибо, что вы были тогда. Спасибо, что вы есть. Спасибо за испытания.