Фото и Видео
(архив)
 
 
 

Запомнить меня на этом компьютере
 



Мы пишем: Статьи, песни, прозу, стихи

 
 

 

 


Взрослые и дети - совместная деятельность - тяжкая ноша или общая радость?

  Жизнь непрерывна, а значит, - для нормального человека, - естественно всегда быть в деятельности. Если пропадает потребность деятельности - это опасный симптом.

  Здесь под деятельностью подразумевается не только физическая или умственная активность, то есть не только деятельность, дающая явный, всем видимый результат. Для подростка иногда необходимо погружаться в себя, - со стороны это очевидное отсутствие деятельности. Но внутри человека в это время производится огромная работа.

  Или еще пример: тесное общение подростков без явных (с точки зрения наблюдающих за ними со стороны взрослых) целей - это для них тоже очень сложная внутренняя работа над собой, тренировка жизненно необходимых навыков: взаимодействия с другими людьми, понимания их внутреннего мира, умения соотносить свои чувства и потребности с чувствами и потребностями других людей.

  Это чем-то похоже на семя, лежащее до поры в земле. Даже когда оно еще не проклюнулось, в нем уже происходят важные, сложные, но невидимые глазу процессы. А потом, уже проклюнувшись, оно еще долго со всеми своими проростками остается под землей, и мы опять же не видим, что с ним там происходит. И однажды - как-то "вдруг" - на поверхности земли появляется зеленый росток. Так и ребенок (да и вообще любой человек!) - все, что в нем создается, должно пройти стадии набухания и прорастания сквозь слой земли. А мы так часто хотим поторопить этот процесс! Давайте же честно признаем, что нами на самом деле, хотя часто мы и не осознаем этого, руководит не столько желание пользы ребенку, сколько желание успокоить себя: все идет как надо, мой ребенок (ученик) не хуже других. Но что бы вы сказали про садовника, который каждый день выкапывает зернышко, чтобы немного потянуть вверх росточек, - пусть все увидят, что его питомец растет благополучно? Долго ли такой росток "протянет", а?

  Так что же в таком случае считать отсутствием деятельности? Какие симптомы опасны? Потенциально опасна любая ситуация, в которой ваш ребенок одновременно "уходит" из внешнего мира и из самого себя - слишком много телевизора, слишком много бездумной, примитивной музыки, слишком много компьютерных игр и т.д. и т.п. Как видите, здесь постоянно повторяется: "слишком много". Да, сами по себе телевизионные передачи, не обремененная мыслью музыка, компьютерные игры не являются плохими, опасными, - опасность появляется тогда, когда ко всему этому возникает болезненная тяга. Эта тяга отчетливо показывает, что у ребенка возникло желание отгородиться от внешнего мира стеной. Не всегда, но часто к этой "стене" со временем добавляются и другие одурманивающие зависимости.

  (И вот здесь я перестану на некоторое время упоминать слово учитель и оставлю только слово "родитель"...

  Почему? Я осознаю, что мое понимание сути взаимодействия с ребенком не единственно верное, но это мое понимание, и оно выросло на моем опыте. Не более, но и не менее. Я глубоко убеждена, что хороший учитель тот, кто в чем-то для своих учеников ощущает себя "родителем" - в первую очередь, Любовью и искренним желанием помочь ребенку вырасти Человеком. С другой стороны, весь мой родительский опыт показывает, что хороший родитель в чем-то для своего ребенка должен научиться быть "учителем" - требовательностью и пониманием, что со временем дитя вырастет и уйдет своей дорогою.

  И еще: это давний мой спор с некоторыми коллегами, но у меня родительское отношение к любому ребенку на первом месте. Сначала Любовь, создающая безопасное пространство для развития Человека, а потом все остальное, что ему еще необходимо.)

  Прежде, чем ругать ребенка, оттаскивать его насильно от занятий такого рода, давайте зададим вопрос себе: "Почему мой ребенок уходит? Что я делаю не так? Где в его жизни сбой? Чем я могу ему помочь, чтобы его жизнь в мире была полноценной?"

  Наверняка мы обнаружим, что сами в чем-то прячемся от полноценной жизни в мире, оправдывая себя, - как и все поколения родителей и учителей, - загруженностью, безденежьем, усталостью и т. д. и т. п.

  Давно ли мы с детьми гуляли и говорили просто "ни о чем?" Вероятно, наши разговоры последние годы сводились к "воспитательным моментам" и к вопросам об оценках, успехах и т.д. Давно ли мы вместе, весело и радостно делали работу по дому или в школе, - повторю: весело и радостно, когда мы не "тянем лямку", а с удовольствием вместе создаем уют и красоту в доме?

  Давно ли в нашем доме (классе, клубе, кружке) собирались друзья, - чтобы наше дитя слышало наши разговоры обо всем сразу и вроде бы ни о чем, смех, песни, воспоминания далеко за полночь? Давно ли мы в последний раз были сами собой?

  Наши дети очень чутко реагируют на то, каковы мы, зачем мы, кто мы. Наши слова значат для них несравнимо меньше, чем наша суть, которую дети, чаще всего не умея сказать это словами, видят в нас насквозь, от них спрятаться невозможно ни в чем. И поэтому, с первых дней жизни вашего продолжения стоит помнить, что "Дети - наше зеркало" и "Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива..."

  Курение же, алкоголь, наркотики - лишь одно из следствий проблем такого рода. У этих зависимостей разветвленные корни, но основной стержень - оставленность ребенка нами, оставленность духовная. Можно хорошо кормить его (в том числе, "кормить" знаниями), одевать, давать все блага, которые удается купить на деньги, но ребенок все равно будет чувствовать себя оставленным. А можно кормить его самой простой пищей, одевать в простую, дешевую одежду, но Жить с ним общей жизнью - и тогда в подростковом возрасте не возникнет проблемы зависимости ни от кого и ни от чего бы то ни было. Но связь здесь не однозначная - жить одной жизнью не значит всегда и во всем быть вместе. Это и проще и сложнее: опять же, количество времени, проведенное с ребенком, не определяет качества воспитания и развития. Самое важное - наша внутренняя настроенность на свое дитя, - даже если мы далеко, если мы очень заняты. Лучше полчаса в месяц, проведенные вместе в плодотворном партнерстве, где один из партнеров просто немного больше знает, но не кичится своим опытом, умениями и не старается встать "над" ребенком, чем двести часов в тот же месяц, - но взрослый в роли всезнающего, не ошибающегося, поучающего полубога.

  Почему же дети все менее инициативны, все меньше хотят что-то делать сами? Однажды, продумывая, как рассказать детям о процессе организации конкретного дела, я нарисовала схему "Дело" и задумалась: где же происходит сбой?

  (Здесь очевидным кажется обратный переход: от "родителя" к "учителю". Но не торопитесь с выводами! Если вы попробуете приложить эту схему к любому осмысленному, совместному с ребенком домашнему делу, вы увидите, что и в семье эта схема неплохо "работает".)

  Основные этапы любого дела у меня получились такими:

    1. Задумывание конкретного дела.
    2. Осмысление общих целей.
    3. Осмысление основных частей и этапов дела.
    4. Осмысление целей каждого этапа, части.
    5. Конкретное планирование деятельности - кто, что, когда, материальные ресурсы.
    6. Реальное выполнение.
    7. Результат - окончание дела.
    8. Осмысление результата.
    9. Планирование следующего дела

        Схема

         

          Рассмотрим эти этапы и возникающие на каждом из них возможности и проблемы подробнее.

        1.   Задумывание дела. Здесь все дети, как правило, вполне "идееспособны", придумывают они много и охотно.
        2.   Осмысление общих целей. Этот этап всякий нормальный ребенок явно формулирует и фактически всегда честно выполняет – бессмысленной работы дети не терпят (если их не заставляет более сильный взрослый…). Более того, если мы что-то предложим сделать ребенку, он, как правило, всегда спросит "зачем?"

          Именно на этом этапе больше всего ошибок совершают взрослые:

          •   Во-первых: на осмысление целей и принятие их в себя детям необходимо время, которого взрослым всегда так не хватает, им обычно поскорее нужен результат, и взрослые торопят ребенка делать, ребенок подчиняется, – и у него даже от самого интересного, важного, значимого дела может остаться ощущение бессмысленной траты времени.
          •   Во-вторых, даже при сохранении взрослыми тех целей, которые они видят в данном деле, часто не учитывается то, что дети видят совершенно иные цели, т. е. в процессе выполнения часто оказывается, что участники дела попадают в ситуацию "лебедя, рака и щуки". Один из явных примеров: организация совместно с детьми праздников. У подростков чаще основная осознанная цель: "оттянуться" и расслабиться, что полностью исключает возможность воплощения любых задумок в жизнь, ибо чтобы что-то сделать, необходимо хоть немного, но напрячься самому, либо заставить напрягаться других. Если взрослый никак не обсудит с детьми цели, – свои и детские, никак не попытается их соотнести, то подготовка праздника и сам праздник неизбежно попадет в одно из двух русел: либо дети готовят праздник "из-под палки" и, естественно, почти не получают от него удовольствия, либо взрослый готовит этот праздник сам, безумно устает и, – вслух или "про себя", обвиняет детей в равнодушии, лени, безынициативности. Но если – до конкретного планирования Дела – с детьми открыто поговорить о целях, выслушать не торопясь их соображения и высказать свои, то практически всегда удается открыть детям какие-то иные цели, которые тоже для них значимы и интересны, и которые стоят некоторого напряжения в подготовке. Например, после очень короткого обсуждения большинство детей с удовольствием принимает цель: "доставить радость другим". Если на протяжении всех этапов дела поддерживать огонек заботы о других во всех исполнителях, то дело, как правило, получается ярким, интересным для всех его участников.
        3.   Осмысление основных частей дела. Этот этап требует обучения – но дети быстро и хорошо обучаются структурированию задачи, видению отдельных частей дела и их взаимосвязей. На этом этапе проблемы возникают только тогда, когда руководящий взрослый сам плохо видит структуру дела.
        4.   Осмысление частных целей. Опять цели, – при разбиении большого дела на части (например, тот же праздник – оформление, концерт, техническое обеспечение, игра, конкурсы, закупка призов и т. д.) необходимо отвести время на обсуждение целей для каждой части: зачем она нужна, почему без нее не получится весь праздник? Иногда на этом этапе удается какие-то части исключить, – если не удается совместно с детьми найти значимых для данного момента целей (например: сейчас дети не хотят конкурсов, потому что их было слишком много в предыдущем деле, и они хотят время провести иначе – побольше потанцевать). Проблема на этом этапе может заключаться либо в торопливости взрослого, в его прямом диктате: "Будем делать то, что я сказал!", – либо в неумении взрослого вести обсуждение целесообразности той или иной части, в неумении либо в нежелании убеждать детей в своей правоте или отказываться от своих предложений, пусть даже очень интересных, если они полностью отвергаются детьми.
        5.   Планирование деятельности. Когда решено – что конкретно делается, необходимо поддерживать четкость выполнения. Здесь опять необходимо обучение, и опять же, этому дети учатся быстро. При ярком результате – за одно-два дела, но это обучение требует больше времени, чем обучение на 4 этапе, так как при обсуждении того, кто, что и когда будет делать, детям необходимо взять на себя некоторую ответственность, а это часто самый большой и неподъемный "камень преткновения", – за детей так часто решают, что и как делать, что у них просто нет навыка самостоятельного решения этих вопросов. Ситуация особо обострилась после разрушения системы детских организаций, пронизывающих все школьное детство ребенка: вместе с очевидными серьезными недостатками октябрятской, пионерской и комсомольской работы, мы "выплеснули из корыта" и большие возможности для ребенка самостоятельно ставить свои цели, формировать умение и взрослую потребность взятия на себя ответственности. Чаще всего дети в массе своей хотят, чтобы дело состоялось, но когда звучит вопрос: "Кто возьмется руководить группой, выполняющей эту часть работы?", – после долгого молчания редко поднимется одна-две руки, и нужно уметь терпеливо и доброжелательно выводить детей из этой ситуации: дети не виноваты, что мы, взрослые, так много за них решаем, а потом вдруг начинаем требовать от них ответственности.
        6.   Выполнение. Если 5 этап проведен качественно, то этот – реальное воплощение – не требует особых усилий от взрослого, – важно только быть "включенным" в процесс, даже при редком "физическом" присутствии в точках конкретной работы. Это достигается достаточно легко: в любой момент времени ребенок, обратившийся за помощью в связи с выполнением той или иной части дела, которую он взял на себя, должен получить от вас доброжелательную, заинтересованную, добрую, но не чрезмерную, не заменяющую его действия, помощь, – подсказку, направление, короткий совет, наводящий вопрос, – не более. Нельзя брать на себя выполнение функций этого ребенка, хотя это часто проще, чем еще и еще раз объяснять, как и что надо делать. Но еще раз хочу повторить, такой подход быстро дает плоды, – самостоятельности дети обучаются быстро, ибо хотят – по природе своей – быть самостоятельными. Главное, не мешать им в этом, а это возможно лишь при искреннем доверии ребенку, при любящей вере в его силы и добрые намерения.
        7.   Результат важен любой, – это совершенно необходимо донести до каждого участника дела, чтобы даже при неудачном исходе ребенок не испытал отчаяния. Каждый человек должен уметь проживать неудачи, учиться у неудач не меньше, чем у удач. Осмысление результата не менее, а в случае неудачи, даже более важно, чем само дело. Это осмысление и проводится на 8 этапе.
        8.   Осмысление результата – анализ достижений и ошибок. Чаще всего этот этап опускается: "Дело закончили и ладно, все устали, надо идти домой, как-нибудь потом", – так обычно рассуждают взрослые в конце проведенного дня. Но дети сразу после дела обычно чувствуют некоторую незаконченность, им обсуждение и анализ нужны, – если только их от этого не отучить, и если дело не было для них чрезмерно утомительным. А значит, дело надо спланировать так, чтобы сразу же после окончания осталось немного времени и сил на разговор: что получилось, что не получилось, что понравилось и что не понравилось, и почему. Этот разговор нельзя откладывать ни на день, – потеряется острота переживаний, потускнеют впечатления, – и эффективность всего дела, в силу его незаконченности, резко снизится. Неплохо анализ провести не только устно, но и коротко – письменно. Потом по письменным материалам интересно сделать сводную "картинку", – это обычно делает взрослый или один из старших детей, если вызовется сам. Такие "Аналитические листки" с интересом читаются детьми даже несколько дней спустя
        9.   Планирование следующего дела. И вот сразу после анализа, в тот же день, когда состоялось дело, – "куй железо, пока горячо", – надо задать ребятам вопрос: "А что дальше? Что хотите делать дальше?" Как правило, идеи возникают интересные, ваше дело их запомнить или даже записать, и через несколько дней, когда ребята отдохнут, собрать их и сказать: "А помните, что вы придумали?" И начинается новый цикл.

          Вряд ли в нынешних наших условиях новый цикл будет сильно легче предыдущего. Сильно – не будет, но чуть-чуть – обязательно. "Чуть-чуть" потому, что за последние годы мы потеряли многое во внеклассной работе, и совсем недавно начали понимать необходимость "внеучебной" деятельности для ребенка. И дети из-за всех наших взрослых проблем тоже потеряли, а вернее, многие из них и не смогли приобрести множество важных для их будущей жизни умений. Но если вы Любите детей, вы будете снова и снова проходить этот цикл, несмотря на то, что все вокруг будут вам твердить, что сейчас главное – знания, поступление в институт, т. д. и т. п. Ведь мы-то с вами знаем, что человек живет ради людей, а значит без умения построить взаимодействие с людьми он не сможет стать ни успешным в своей деятельности, ни счастливым в своей личной жизни.
          И самое интересное, что еще одним эффектом такой проработки с детьми их деятельности, кроме умения взаимодействовать с любыми сотрудниками и умения организовать любое дело самостоятельно, окажется практически полное отсутствие вредных, опустошающих зависимостей. Такие результаты мы наблюдаем в своей работе уже более 10 лет.
          Удачи Вам в Вашей жизни и работе, светлых и мудрых детей и учеников!


          "Школа Активной Радости"
        © 2000г.

         


        Силаева Е.Ю.


        © 2024 МОО"Круг"