Фото и Видео
(архив)
 
 
 

Запомнить меня на этом компьютере
 



Мы пишем: Статьи, песни, прозу, стихи

 
 

 

 


Бобровый сплав.

 

Бобровый сплав. р. Тосна, весна 2007 г., 18-20 мая.

Первоначальная нитка маршрута: Новгород – п. Радофинниково – р. Тосна – д. Федосьино – с. Андрианово – г. Тосно Ленинградской обл.

Да, такого выхода у нас еще никогда не было!!!

Начало было многообещающим… Красивая неширокая речка в Ленинградской области, интереснейшее историческое наполнение похода, неизведанные земли…

В ночь с 17 на 18 мая 2007 года наша компания отправилась с Ленинградского вокзала до Новгорода, чтобы там разойтись тремя группами (пешей, велосипедной и байдарочной) в разные стороны и пойти-поплыть-поехать по новым для нас местам.

В электричке, шедшей от Новгорода до Новолисино, мы проехали около 2 часов, попрощались с нашими и выгрузили свои байдарки и рюкзаки на платформе Радофинниково.

В нашей группе 9 человек:

Мусатова Лена – руководитель

Кривонос Оля

Леонтьев Михаил

Пронина Света

Кривонос Игорь

Спешилов Дима

Мельник Елена

Овечкина Наталья

Дождиков Евгений

18.05.07, день первый (пройдено 2,5 км по дороге и около 8 км по реке)

Длинная прямая железнодорожной насыпи уходила в небо, и нам предстояло тащить по ней все наше оборудование 4 км до моста через р. Тосна, откуда и планировалось начать маршрут. Местный дядечка с велосипедом, у которого мы поинтересовались, куда идти, посоветовал сократить пеший путь на целых 2 км, свернув на шоссе, по которому тоже можно было дойти до речки. Мы обрадовались и сократили… Вова со своим велом помог нам дотащить байды до д. Дубовик и, перекусив вместе с нами на бережочке, резво покатил по гладенькому асфальту. Красота!

Мы же, быстро и радостно, предвкушая долгожданную греблю, собрали суда, погрузили вещи и встали на воду в 12:50.

Речка в тех местах настолько узкая, что весла касались обоих берегов, и такая вертлявая, что иногда и в поворот-то вписаться трудно.

К тому времени мы уже поняли, что, сократив пеший маршрут на 2 км, удлинили водный на 6 км. А фразе встречного мужичка, которому мы рассказали, куда идем: «Ну, до завтра до моста дойдете!» - как-то не придали особого значения… Хотя мужичок обстоятельно нам объяснил, что на реке много завалов и бобровых плотин… но что такое «много», мы узнали всего через полчаса.

Первый завал показался не очень сложным. Миша с воодушевлением прорубил проход для байдарок, правда, там же забыл свой топор, о чем долго потом жалел! Плывем дальше: метров через 100 – еще один завал, потом низкий мосточек, потом опять завал, который мы посчитали верным обнести по берегу – всего-то 30 м, а по реке все 200 будут!

Речка вошла в лес, и мы, еще полные сил, наслаждались пением птиц и потрясающим запахом цветущей черемухи, свисавшей с берегов и нежно гладившей нас по головам. Птицы там какие-то другие, многие голоса неузнаваемы. Еще бы – привыкли мы к нашим скворцам и соловьям, а там – такое разноголосье, что дух захватывает!

О, первая бобровая плотина! Из-за поворота до нас донеслись звуки Мишиного горна, а потом на повороте показалось стоячее весло, обозначавшее, что надо чалиться к берегу.

Немножко порушив чудо бобрячьей инженерной мысли, мы организовали небольшой слив, по которому свободно могла пройти байдарка с одним гребцом.

Постепенно речка расширилась Мы это заметили, когда на одном из завалов байдарку развернуло боком и она встала поперек бревна, упершись носом и кормой в берега. «О!» - радостно воскликнули мы и полезли преодолевать новое препятствие.

Вскоре опыта прохождения прибавилось. Дима и Игорь в основном специализировались на проводке лодок под поваленными деревьями, Миша и Дождик - на прочистке проходов. Не обошлось и без курьезов. Вылез Миха на очередное бревно, встал так, чтобы не упасть, для пущей безопасности прихватил два весла и оперся на них руками. А Дождик тем временем ринулся на помощь, встал на то же бревно с другого края и вдруг кричит: «ПошлО!!!» Девчонки, наблюдавшие все это с байдарок, видели только, как пошел под воду наш Миша, невозмутимо опираясь на весла, «чтобы не упасть». Ушел он в майскую водичку по пояс, и штаны потом мы всем миром сушили до глубокого вечера.

После этого терять уже было особенно нечего, и проводить байдарки мы начали прямо по воде, где это, конечно, представлялось возможным.

В одном месте мы задержались дольше обычного: около часа стояли перед завалом, перекусывали, разведывали местность, пытаясь определить точку стояния. Река извивалась так, что, казалось, она повсюду! День клонился к вечеру, однако солнышко все еще по-летнему палило, и чувствовалось, как тела наши покрываются первым загаром.

«Где же этот мост?» - крутился навязчивый вопрос. Никаких признаков железной дороги… Тишина… Только птичье пение да журчание воды. Ничего толком не разведав, мы как-то быстро и почти не разбираясь, что к чему, преодолели этот завалище и через сто метров – о радость! – увидели наш долго(ну очень долго!)-жданный мост, от которого, собственно, и начинался бы наш маршрут, если бы мы не «срезали» 2 км пешки!

Призывно потрубив и поверещав под мостом, мы «вышли на старт». Времени было уже около 7 часов вечера, а значит – надо бы искать стоянку. Вроде – не до жиру – устали, намокли, но все равно хотелось найти приятное местечко, и через километр-полтора относительно чистой реки мы такое нашли. На высоком левом берегу, в заболоченном смешанном лесу. Признаками присутствия человека оказались костровище и двухлитровая пластиковая бутыль под бревном.

Лагерь разбили оперативно (в 20:00), и когда традиционно поднимали флаг, поняли, что вызвать на него хотелось бы всех: так слаженно мы сегодня работали. Ограничились вызовом Мусатовой Лены как руководителя и четверых ребят, от которых представителем стал Дима Спешилов, потому что он в первый раз пошел в поход вне лагеря. А утром флаг опускала Оля Кривонос.

Плотно поев, даже немного попели под гитару. Правда, немного мешали проснувшиеся вдруг комары (почти небывалое явление в середине мая… но, жара, однако!) и мошка, которую я, например, видела в первый раз в жизни: мелкая такая, кусачая – до сих пор все чешется.

Спалось под открытым звездным небушком на редкость хорошо, пока Оля с Леной не разбудили около 8:00 утра.

19.05.07, день второй (пройдено около 12 км по реке)

Второй день мало чем отличался от первого. Завалы, «расчески» - низко склоненные над водой деревья с перепутанными ветвями, бобровые плотины… Ну хоть бы одного бобрика увидеть, посмотреть, какой он – этот чудо-строитель! Так нет – попрятались они в свои норы и смеются там над нами… или ругаются, что мы периодически частично разбираем их сооружения. Дима даже боялся, что бобры злопамятны, и с опаской сказал Мише при ликвидации очередного бобрового завала: «Нам ночью надо спать осторожно, они придут мстить…»

Простите нас, бобры!!!! Очень уж хочется дойти до широкой воды, где можно «раззудись, плечо – размахнись, рука» в полчаса долететь до желанного Федосьино. Мечты, мечты…

Новым ориентиром, к которому шли, на который надеялись, который ждали (как вчерашний мост!) была ЛЭП, пересекавшая реку.

Опыт прохождения препятствий заметно увеличивался… Требовалось гораздо меньше времени для оценки, каждый уже знал, что надо делать. Сноровистей стали: при проходах под низкими бревнами так упаковывались на дно байдарки, точно сливались с ней воедино. Привыкли выскакивать из лодки на завалы, прыгать в лодки с деревьев, с берега, с камней…

Да! Примерно через 1 км после стоянки в русле появились камни, большие и малые валуны, образующие перекаты. Повезло, что вода достаточно высоко стояла, поэтому большинство их было проходимо. Кое-где байдарки приходилось проводить – но это уже мелочи! Иногда, опершись на борта, просто толкались от камня ногой – и лодка шла дальше! Зато на больших выступающих из воды валунах сжалившийся над нами водяной начал выкладывать вкусные карамельки – ровно по количеству экипажей… Точно такие же вчера нам доставались из перекусного мешочка Ленки Мусатовой…

На одном завале утопили топор! Дождик бабочкой взлетел над подавшимся бревном, плашмя плюхнулся на нос байды… и топор с характерным бульком канул в метровой глубине.

Это было ужасно, потому что первый топор, хочу напомнить, был оставлен воткнутым в первое же поваленное бревно еще вчера… Из инструментов оставалась только пила, которой не очень-то удобно орудовать.

И снова на помощь пришел героический Миша, к которому за эти полтора дня плотно пристало прозвище-звание – Освободитель! По пояс в воде нашарил он босыми ногами на каменном дне речки наш главный инструмент, за что ему огромное человеческое спасибо!

Водичка, несмотря на жару, еще не летняя, и протрясло наших ребят основательно, хорошо, что недолго.

Во время перекуса пошел небольшой дождь, и внутри зашевелились сомнение и нерешительность… Дойдем ли? Куда? Когда? Начались невеселые шутки про вертолеты и МЧС…

Запомнилось преодоление одного препятствия… Получилась четкая, быстрая и красивая связка из проводки через поваленные деревья, самосплава байдарок до бобровой плотины, потом до завала, проводка под бревном… и как награда – 10 минут гребли! Разведку проводили обстоятельно, долго, я потом все будто в одну минуту произошло: был прорублен проход, Миша с девчонками провели байдарки по узенькому сливу, я по одной отправила их в сторону плотины, где, стоя по колено в воде, их приняли и отправили дальше Лена Мельник и Игорь; Дождик, сидючи верхом на бревне, ловил их и передавал в руки Димке и вездесущему Мише, экипаж оперативненько загружался в лодку с отвесного берега и бревна, по мере того, как наши плавсредства под этим бревном проползали. Ух, здорово!!!

Снова уперлись в завал… Именно уперлись, потому что такого еще не было: метров 10-15 поваленных толстенных бревен – зато какие дрова!!! Просто класс!

Пришлось обносить – полностью разгрузили байдарки и понесли. А перед этим мы с Олей сходили на разведку в лес, посмотреть, куда лучше нести… И вдруг – о, радость! – в небе в закатном солнышке блеснула опора ЛЭП!!! По прямой до нее метров 200, а вот по речке? Но радостная (на данный момент) и грустная (вообще, потому что это только середина узкой части маршрута, и до широкой в этот поход уже не дойти) ВЕСТЬ прибавила сил, и обнеслись мы быстро, загрузились и пошли дальше.

Световой день длинный… Северо-запад, белые ночи… Идти решили, пока хватит сил… Но сил хватило ненадолго. Около 22:30 очередной завал оказался для нас последним … Места кругом болотистые, лес на высоком берегу сосновый, но до него добраться трудновато. У завала на берегу небольшое сухое пространство, на котором и заночевали. Благо – дрова под боком – вот они, через речку накиданы: разбирай и жги. Так и сделали – горит обалденно!

Флаг перед ужином поднимали все вместе, приплюсовав к нашей группе ещё две, вело- и пешую, и подумав: «А им тоже, наверное, тяжело».

После ужина стали держать совет: понятно, что завтра надо сниматься, как-то выбираться из этих глухих мест, где из жителей – только лоси, кабаны… да бобры! Населёнки в радиусе 10 км никакой – лес да болото! Заманчиво!.. Наметили путь выхода и легли спать со смешанными чувствами внутри…

20.05.07, день третий ( пройдено 5,5 км по азимуту, 6 км по ж/д насыпи, остальное – неописуемо!)

Подъем в 5 утра… Постепенно приходим в себя: усталость накопилась, а что впереди – можно только предположить. Все знают только одно: поезд из Новгорода в Москву уходит в 20:50. Сегодня! И на него надо успеть! Во что бы то ни стало! Связи с остальными группами по-прежнему нет: по рации – далеко, телефоны не берут даже экстренный!

Собирались долго, мужики разбирали и паковали в рюкзаки байдарки, девчонки снимали лагерь и все-таки готовили завтрак, от которого еще вчера вечером было решено отказаться.

В рюкзаки ушло практически все наше снаряжение: девчонки разгрузили ребят, забрав к себе их вещи, весла, каны, тент… Кое-что все же пришлось «потерять»: никуда не лезло – даже в гитарном чехле примостились 2 байдарочные сидушки. Светка тихо складывала в свой рюкзак все, что не нашло своего места. В результате – под 30 кг. Да и других девчонок не легче. А у ребят – под 40!

Поели рисовой кашки, попили чаю с казинаками и шоколадом – кстати, очень калорийно – и после совместного спуска флага и фотографирования на память в 10:00 двинулись навстречу новым испытаниям.

«Дождик, давай азамут брать», - предложила я. «Да что его брать, тут ЛЭП, но примерно 200», - отозвался Женька.

Пройдя по щиколодку в воде под ЛЭП и отойдя от нее на некоторое расстояние, я все же взглянула на компас и карту: на намеченную точку смотрела рисочка с числом 200! Чудеса!

Первые 2,5 км прошли очень резво, практически за час. Сначала впереди шел Дождик, потом я, потом Лена Мусатова, сначала без компаса (компас был у меня – для коррекции), а потом уже и с компасом. Не покидало чувство, что кто-то большой и сильный ведет нас через этот болотистый лес! Когда начали забирать немного вправо, было ощущение, что так – правильно. И действительно, через несколько часов выяснилось, что, если бы шли точно по азимуту, прибавили бы еще километра 2 болотистого буреломного леса.

А пока – завалы не в новинку, радует только, что не надо ничего обносить – сильно экономится время. Поначалу все намеченные по карте ориентиры соответствовали действительности: два отводных канала север-юг, расположенные через 250 м друг от друга. Их можно было даже перепрыгнуть, и крепкие руки наших мужчин удерживали нас от падения в воду. Вообще лес смешанный, больше всего березы, ели, сосны, покров мшистый, мягкий, ноги вязнут, и под тяжестью рюкзака уходишь почти по щиколодку.

После первого продолжительного привала силы наши резко пошли на убыль. Встретилось еще 2 канала, и мы подумали, что ж/д совсем близко, может, расслабились, идти стало труднее: после 20-минутного хода 20 минут отдыхали, скинув рюкзаки и распластавшись на сырой земле. Сначала ребята пытались поднимать рюкзаки на девчонок, но это тоже уменьшало их силы, и на последующих привалах мы начали экономить энергию: вползаешь в свои лямки с земли, и потом пара девчонок или ребят поднимает тебя за руки. Полегче, чем 30 кг тягать!

Карта с местностью начала расходиться, что частенько случается в нашей практике. Те каналы, которые мы приняли за последние перед ж/д, оказались далеко не последними, и встретив очередной ров, мы уже не смогли определить, какой он по счету (отмечено их всего 4). Тем временем оказалось, что уже 14:30. Мы лежим, сидим, двигаться почти невозможно. Отдых, еще 20 минут. Время до поезда стремительно сокращается. Чувствуется, что пора менять азимут, но точку стояния определить невозможно: кругом одинаковый лес, прошли (пролезли) какую-то просеку, тоже не указанную на карте. Где мы? Выбираем азимут 240 и идем. Ощущение правильности не оставляет, хотя в голове стучит: успеть бы, успеть бы!

Еще через 40 мин. выходим на пересечение канала север-юг с каналом запад-восток. Ура! Оно есть на карте! Теперь понятно, что мы рядом с ж/д. Только вот канал почему-то вправо уходит. Всё – перекус! Пожевали орешков, казинак, попили водички с лимонным соком… стало полегче. Хотя куда уж… Все уже на последнем издыхании. Ребята перескочили через ров, пошли на разведку. Через минуту из лесу раздался крик: «Железка!!!»

На железке мы в 15:40. Отдыхаем, выжимаем-переодеваем носки. Идти уже никто не может. Что делать? Ловить электричку, которая неизвестно когда пойдет (расписание-то мы не взяли, кто ж знал, что так недалеко мы оторвемся от ж/д, по которой сюда приехали)? Идти? В какую сторону? В Еглино? В Радофинниково? Еглино уже в карту входит частично, не понятно, сколько там от железки. В Радофинниково – по карте – 7 км (на практике -6 км) от точки нашего выхода из леса. И только предположение, что в Радофинниково мы можем поймать машину, хоть докуда-нибудь, наконец-то поднимает нас со шпал. В 16:00 мы вышли в сторону Радофинниково.

Идем медленно. Растянулись. У Ленки болит рука, сильно сзади Миша в травмированной коленкой и Дождик с больной спиной. Но – идем! Лена, Оля, Света  - впереди, дальше мы с Леной Мельник, ребята почти в километре сзади. Отдыхаем через каждые 1,5-2 км. К 17:30 доходим все до того же моста, от которого должен был начаться наш сплав. Вода! Умываемся, обливаемся, а Оля с Леной даже умудряются помыть голову!!! Да, женщина везде женщина!

К 18:30 все девчонки в Радофинниково. Там мы узнали, что электричка пойдет до Новгорода только в 19:30, и на поезд мы не успеваем, потому что ехать 2 часа.

Пока нет ребят, проводим разведку на местности: выясняем, у кого на селе есть машина, куда можно загрузиться и доехать до Новгорода. Ага! До него – 250 км – вокруг… Не поедут… Вечер воскресенья – время не слишком подходящее для поиска местного водилы.

По крайней мере, мы связались с нашими и выяснили, что они давно в Новгороде, ждут нас, думают о нас, а приветом от них был рассказ местной продавщицы, как сегодня утром 15 велосипедистов покупали у нее воду! Ура, мы вместе!

Пока ребята подходили, приходили в себя, мы с девчонками разбежались по двум полученным адресам, и через несколько минут Оля с Леной (недаром голову мыли!) нашли каких-то подвыпивших водителей, согласившихся отвезти нас в Тосно! Значит, там, в точке окончания нашего маршрута мы всё-таки побываем!

Но нам-то надо в Чудово, через которое в 22:25 будет проходить наш новгородский поезд!

В 19:10 первая машина, в которой я, Дождик, Лена Мусатова и Оля, выезжает в Тосно. Вслед за нами почти сразу – Лена Мельник, Дима и Света. Игорь и Миха остаются ловить третью, и связь с ними прерывается. Успеют ли?

На электричку до Чудово в 19:55 мы, конечно же, опоздали… Следующая – в 21:18, но никто не знает, успеет ли она к поезду. Кассирша на вокзале уверяет, что успеет. Терский и Смирнов по телефону говорят, что нет. Да и сама я понимаю, что когда строила маршрут, именно эту электричку не принимала во внимание, потому что она поздно в Чудово приходит.

Наконец мы все в сборе. Все-таки покупаем билеты, выходим на платформу, но в последний момент, получив от машиниста грубый ответ, что он не знает, когда приедет в Чудово (???!!!), принимаем решение не садиться. Ленка говорит: «Я верю Интернету!», Миха отрицательно машет головой и мы, в недоумении провожая хвост электрички, остаемся на платформе. У нас 1 час до поезда. К этому времени мы уже знаем, что до Чудово 70 км, стоит это 810 руб. за машину – такси. Ни одна маршрутка везти нас не может – они работают. Нас приводят к автобусу, водитель которого тоже отказывается. Ребята ловят легковые такси. Один водитель вызывает по телефону своего приятеля, который, оказывается, видел нас, но уже уехал по личным делам.

21:30. Мы садимся в машины. 120 км/ч – это очень медленно! Ленинградская область перетекает в Новгородскую, деревни, поля, дорога. СМС-ками просим задержать поезд, ребята в нем говорят, что это неудобно, что надо успевать всеми силами и что они все думают о нас!..

В Чудово наша машина влетает последней, водитель помогает разгрузить рюкзаки, желает нам удачи. Наверное, мы все-таки ему чем-то приглянулись. Бежим по лестнице с 30-ю и 40-а килограммами на плечах. Поезда нет… До его прихода на станцию – целых 10 минут!

Не верится, но это так!

Первая неловкость встречи, шумные объятия, первая фраза Вовы: «Миша, я нашёл твой топор!», расспросы и рассказы, ужин, приготовленный заботливыми руками Алены, Нади и Марины, снова расспросы, снова рассказы… Мы почти уже дома! А завтра приедем в Москву!


Наталья Овечкина


© 2024 МОО"Круг"